пятница, 6 января 2017 г.

Рынок: спрос, предложение, равновесная цена

Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит к обмену экономических благ. Покупателями (продавцами) на рынке могут быть домашние хозяйства, фирмы, государство. Объекты рынка многообразны: товары, услуги, ресурсы ценные бумаги, валюта, информация и т. д.

Для характеристики любого рынка используются такие понятия, как спрос и предложение, позволяющие выявить механизм образования цены товара и получить представление о функционировании рыночного механизма в целом. 

Спрос характеризует желание и финансовую возможность субъекта купить то или иное количество этого товара в определенном месте.

Спрос выражают через величину спроса и изменение спроса. 

Величина (объем) спроса выражается в конкретных количественных показателях продукции, на которую предъявлен спрос за определенный период времени.
На объем спроса влияет много факторов (детерминантов), а именно: цена товара P, вкусы покупателей Z, доходы потребителей I, цены на товары-заменители Psub и др.
Зависимость величины объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса Qd1
В общем виде она может быть представлена выражением
Qd = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom . . .) ,
где Pcom — цена на комплементарные (взаимодополняемые) товары. Если допустить, что в данный период все факторы неизменны, кроме цены данного товара, то зависимость выразится в виде Qd = f (P). Спрос на товар можно представить в виде таблицы (шкала спроса), графика (рис. 2.1) и в алгебраической форме. 
Простейшая линейная функция спроса имеет вид Qdi = a − bPi и называется прямой функцией.
Коэффициент b при цене показывает отношение изменения объема спроса ∆Qd к изменению цены ∆P, b < 0. Свободный член a отражает то количество товара, которое пожелает приобрести покупатель при нулевой цене.

Обратная функция спроса может быть записана, если из прямой функции спроса выразить цену P = a/b − 1/b * Qd. Величина a/b — это свободный член в данной функции, который характеризует максимальную (запретительную) цену спроса, в то время как 1/b — наклон линии спроса.

Для построения кривой спроса на оси абсцисс обычно располагают количество покупаемого товара, а на оси ординат — соответствующие цены. Кривая спроса d на обычный товар имеет отрицательный наклон, так как выражает обратную зависимость между ценой и количеством.
Движение вдоль кривой спроса называют изменением величины (объема) спроса.
Закон спроса характеризуется приобретением покупателем товара в большем объеме при понижении цены (при прочих равных условиях) и в меньшем объеме при увеличении цены. 

Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо или влево под влиянием факторов (кроме цены данного товара), указанных в функции спроса при прочих равных условиях.
Рыночный спрос Qd pын — это сумма индивидуальных объемов спроса на данный товар (услугу), предлагаемый на рынке за определенный промежуток времени при каждой цене.
В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, получившие названия «эффект подражания (моды)» и «эффект сноба». Эффект подражания (моды) выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей этого блага. Эффект сноба — явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса сноба тем меньше, чем больше данного блага покупают другие покупатели. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа (эффект Веблена), выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает социальную значимость владельцев, способных себе позволить то, что недоступно другим.
Предложение, так же как и спрос, изучают при помощи понятий «величина предложения» и «изменение предложения».
Величина предложения Qs — это количество товара, которое желают и могут произвести и продать продавцы в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения и имеет вид
Qs = f (P, Pr , K, T, N, B) ,
где P — цена данного товара; Pr — цены ресурсов; K — характер применяемой технологии; T — налоги и субсидии; N — количество продавцов; B — прочие факторы.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены, принять неизменными, то функция предложения примет вид Qs = f (P). Как и функция спроса, она может быть представлена различными способами: табличным (шкала предложения), графическим (рис. 2.1) и в виде конкретной функции.
Прямая линейная функция предложения имеет вид Qsi = ±c + dPi . Коэффициент d в прямой функции предложения показывает влияние цены товара на изменение объема предложения. Свободный член ±ci в данной функции указывает на расположение кривой предложения.
Обратная функция предложения после преобразований примет вид Psi = c d + 1 d Qsi, где величина c/d характеризует минимальную цену предложения, в то время как 1/d — положительный наклон линии предложения.
Кривая предложения s — это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени производители (продавцы) могли продать свой товар. 

Закон предложения гласит: объем предлагаемого товара увеличивается при повышении цены и снижается при падении цены при прочих неизменных условиях. 

Изменение предложения — это сдвиг кривой предложения вправо или влево под влиянием всех других факторов, кроме цены, при прочих равных условиях. 

Рыночное предложение товара — это сумма индивидуальных предложений данного товара по любой возможной цене. 

Кривая рыночного предложения, как и кривая рыночного спроса, может состоять из нескольких отрезков, так как строится на основе кривых индивидуального предложения данного товара. 
Величина совокупного предложения определяется путем сложения его количеств, которые готовы предложить продавцы при каждой возможной цене за единицу товара.
Рыночное равновесие наблюдается тогда, когда объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара (рис. 2.1).
Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени.
Состояние равновесия меняется под влиянием различных факторов. Сдвиг кривой спроса (предложения) под влиянием одного из факторов приводит к установлению новой равновесной цены, которая может быть выше или ниже первоначальной.