понедельник, 16 апреля 2012 г.

ФСТ постепенно отказывается от прямого регулирования тарифов в аэропортах

ФСТ постепенно отказывается от прямого регулирования тарифов в аэропортахГосрегулирование тарифов и сборов в аэропортах может быть отменено, говорят в ФСТ. Существующая сейчас система изжила себя, считают участники аэропортового бизнеса, и не соответствует мировой практике. Главным критерием снятия прямого регулирования должен быть анализ рынка, предупреждают в ФАС.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) намерена отказаться от прямого регулирования тарифов в морских портах и аэропортах. Об этом сообщил на совещании ведомства его глава Сергей Новиков.

«Мы предлагаем на сегодняшний день практику реализации пилотного проекта, который есть в Петербурге (в Большом порту Санкт-Петербурга), расширить существенным образом, с тем чтобы уйти от прямого ценового регулирования», – цитирует Новикова «Интерфакс». По словам чиновника, «субъекты естественных монополий останутся субъектами естественных монополий», но в ведомстве планируют перестать жестко ограничивать ценовые ставки и перейти к режиму мониторинга. «Это является магистральным путем для поэтапной, постепенной либерализации», – сказал Новиков.

Такая система, по мнению главы ФСТ, позволит решить две задачи. Расширить возможности компаний, работающих в морских портах и аэропортах, по выстраиванию ценовой политики. И гарантировать защиту потребителей, если «регулируемый субъект начнет вести себя неадекватным образом». По словам Новикова, ФСТ сможет вернуться к прямому ценовому регулированию и ограничить установленные компанией ставки.

Представители аэропортового бизнеса поддержали инициативу ведомства, пояснив, что она соответствует мировой практике.

ФСТ утверждает для аэропортов пять аэропортовых сборов и тарифов: взлет-посадка, авиационная безопасность, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров и сверхнормативная стоянка.

Согласование происходит по следующей схеме: аэропорт, разработав тарифную сетку, обращается к региональному подразделению ФСТ, оно дает свое заключение, после чего аэропорту необходимо согласовать тарифы в местном управлении Росавиации, затем в Минтрансе и, наконец, в центральном аппарате ФСТ.

«Процедура занимает не менее полугода», – сетует Виктор Горбачев, глава ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации стран СНГ.

Процесс пересмотра аэропортовых сборов излишне затянут, подтверждают в Домодедово. «Это ухудшает конкурентное положение аэропортов по сравнению с конкурирующими аэропортами Европы, а также ухудшает инвестиционный климат в аэропортах, – поясняет представитель аэропорта. – К тому же длительность процедуры не позволяет производить плавное изменение сборов, более удобное для потребителей».

«Мы, например, даже больше страдаем от того, что не можем опустить тарифы, – говорит представитель аэропорта Уфы Тагир Мухаметшин. – Регулирование тарифов нам только вредит».

Конкуренция между аэропортом Уфы и крупными аэропортами в соседних с Башкирией республиках высока, поясняет он: «Мы рады бы опустить цену, лишь бы компании летали к нам».

С 11 апреля 2012 года взлет-посадка в международном аэропорте Уфы для российских авиакомпаний стоит 269 рублей за тонну максимальной взлетной массы, с 21 февраля – в аэропорте Курумович (Самара) – 359 рублей, в Кольцово (Екатеринбург) по состоянию на 26 марта этого года – 424,3 рубля, в аэропорте Казани (действуют с сентября 2011 года) – 360 рублей. Тариф московского Домодедово – 156 рублей.

В Международной организации гражданской авиации (IKAO) считают, что вмешательство государства в экономику аэропортов в условиях конкуренции необходимо только в части пресечения нарушений, напоминают специалисты. «Каждый европейский и американский аэропорт ежегодно разрабатывает тарифы, которые затем обсуждаются с авиакомпаниями, базирующимися в аэропорте, – говорит Горбачев. – Итоговое решение принимается совместно. Если же аэропорт необоснованно поднимает сборы, то теряет своих клиентов. Особенно в США, где расстояние между аэропортами 50–70 миль и конкуренция велика».

«Согласование тарифов между аэропортом и авиакомпаниями, вся вычислительная работа происходит на корпоративном уровне», – добавляет директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. «В европейской практике регулирование сборов госорганом производится только при невозможности достижения соглашения между аэропортом и авиакомпанией», – сказали в Домодедово.

На этапе становления рыночных отношений регулирование тарифов было необходимо, но сейчас его надо снимать, считает Горбачев. Но он не верит, что ФСТ откажется от этих функций в краткосрочной перспективе. «Мы еще пять лет назад выходили на ведомство с подобной инициативой, но только сейчас сдвинулись с места», – говорит гендиректор ассоциации «Аэропорт».

«В ФСТ есть все компетенции принимать подобные решения, но нельзя однозначно везде прекратить госрегулирование, – уверен начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Руттенберг. – Логично прекращать его там, где действительно есть конкуренция».

В основе принятия таких решений должен лежать анализ рынка, поясняет он. По мнению Руттенберга, вопрос снятия регулирования тарифов в аэропортах сложнее, чем ситуация с портами. «Аэропорт – это большой комплекс, находящийся под управлением главного оператора, – напоминает он. – И здесь надо быть еще более взвешенным».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Другие новости экономики и финансов":

Yota протестировала сеть 4G в Москве
Yota протестировала сеть связи четвертого поколения в Москве, запуск которой был ранее отложен почти на месяц. Максимальная скорость передачи данных в 4-5 раз превысила стандартные для WiMax 5-6 Мбитс. За апрель-май в компании намерены подключить к сетям LTE 4 города. В воскресенье Yota начала серию технических запусков LTE-сети в Москве. Тестирования будут проходить до 10 мая – когда сеть будет ...
  (читать дальше)

Bayer AG выплатит $110 млн потребителям противозачаточных препаратов Yasmin и Yaz, вызывающих тромбоз сосудов
Немецкий фармацевтический концерн Bayer AG выплатит $110 млн потребителям противозачаточных препаратов Yasmin и Yaz, вызывающих тромбоз сосудов, сообщает Bloomberg. Компенсацию в рамках мирового соглашения получат 550 женщин, обратившихся с исками против Bayer. Всего на рассмотрении судов в одних только США находится 11300 судебных исков от людей, которые считают, что препараты Yasmin наносят вред...
  (читать дальше)

Розничные продажи видеоигр, включая игровые консоли и аксессуары, в США за год снизились на 25%
Розничные продажи видеоигр, игровых консолей и аксессуаров в США за год упали на 25%, подсчитала исследовательская компания NPD Group. Интерес потребителей смещается к играм для мобильных устройств и социальных сетей. Розничные продажи оборудования, программного обеспечения и аксессуаров для видеоигр в США снизились за год на 25%; в марте объем рынка составил $1,1 млрд, сообщает 13 апреля агентст...
  (читать дальше)

Google сможет продавать акции, не размывая голоса основных владельцев компании
Google меняет структуру акционерного капитала, выпуская на биржу неголосующие акции. Их получат все существующие акционеры интернет-концерна. Это даст возможность оплачивать сделки и выплачивать вознаграждения сотрудникам компании без риска, что контроль сооснователей и главы совета директоров Google будет размыт. Google планирует разместить на бирже Nasdaq новый класс неголосующих акций класса С...
  (читать дальше)

Саит Гуцериев вложит $2,8 млрд в создание московского парка Universal
В Москве планируется открыть первый в Европе парк развлечений Universal — тематический парк, аквапарк, гостиницы и торгово-развлекательная зона разместятся на юге столицы в 2018 году. Строительством займется Саит-Салам Гуцериев. Инвестиции оцениваются в $2,8 млрд. Совладелец группы компаний БИН Саит-Салам Гуцериев совместно с компанией Universal планирует построить на юге Москвы развлекательный «...
  (читать дальше)

Акционеры Google призывают корпорацию последовать примеру Apple и принять решение о выплате дивидендов
Акционеры Google призывают корпорацию последовать примеру Apple и принять решение о выплате дивидендов. Google остается единственной крупной компанией в области высоких технологий, которая не делится прибылью с акционерами. Акционеры Google призывают корпорацию вернуть часть свободных денежных средств инвесторам, сообщает Bloomberg 12 апреля. В конце прошлого года их объем составлял $44,6 млрд. ...
  (читать дальше)

Убыток пивоваренной компании Sun InBev Russia в 2011 году составил 3,3 млрд рублей
Убыток пивоваренной компании Sun InBev Russia в 2011 году составил 3,3 млрд рублей. В плохом результате компания винит рост акцизов на алкоголь. Это проблема всего рынка, сетуют его участники, а борцы за здоровый образ жизни отмечают успех антиалкогольной кампании. Но потребление пива растет, замечают эксперты: просто глобальные компании уступают долю рынка местным производителям. Чистый убыток к...
  (читать дальше)

Выручка X5 Retail Group, управляющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», в первом квартале выросла на 4,4%
Розничные сети группы Х5 смогли нарастить выручку только за счет новых магазинов. Доходы гипермаркетов падают, средний чек снижается по всем торговым форматам, кроме магазинов у дома и супермаркетов. Доходы от онлайн-продаж рухнули на 86,3%. Бизнес X5 настроен на скупку конкурентов, а не на органический рост, считают аналитики. Акции Х5 в Лондоне падают. Выручка X5 Retail Group, управляющей сетям...
  (читать дальше)

Компания Yahoo! меняет структуру
Yahoo! меняет корпоративную структуру. Компания делится на три дирекции — пользовательскую, региональную и технологическую. Это должно повысить доходы и упорядочить отчетность, надеется глава компании Скотт Томпсон. Инвесторы, фиксирующие падение стоимости бумаг в течение трех лет, сдержано оценили план реогранизации компании. «Для Yahoo! пришло время двигаться вперед, и быстро, — заявил глава ко...
  (читать дальше)